ПЕЧАТЬ на ДОКУМЕНТАХ
Бухгалтерский Учет Когда нужно ставить печать Учетные Политики
Печать на Документах и
Заверение Первичных Документов
В инспекцию можно сдать документы без печати, напомнила ФНС.
ООО и АО не обязаны иметь печать.
Инспекции должны принимать документы таких организаций независимо от того, есть ли на них печать. Об этом правиле напомнила налоговая служба.
. .Организация может иметь и использовать несколько печатей, как одинаковых, так и различных.
Возможность нанесения на печать дополнительной информации законом не ограничивается.
Если проставление оттиска печати на документе является обязательным, то организация может использовать любую печать, отвечающую требованиям к реквизитам печати для юридического лица данной правовой формы, независимо от наличия на печати дополнительной информации, а также от наличия других печатей.
Нормами Законодательства предусмотрено, что организация должна иметь круглую печать, содержащую ее полное фирменное наименование на русском языке и указание на место ее нахождения.
Печать может содержать также фирменное наименование организации на любом языке народов РФ и или иностранном языке.
Законодательство не содержит какого-либо требования о регистрации печатей в органах власти.
Не ограничиваются количество печатей, которые может иметь организация, их назначение, а также возможность нанесения на печать дополнительной информации.
Поэтому организация вправе иметь и использовать несколько печатей, в том числе различных
Порядок изготовления и использования в хозяйственной деятельности организаций печатей правовыми актами не урегулирован.
Если печать соответствует требованиям законодательства к печати соответствующего юридического лица (например, для Общества с ограниченной ответственностью она является круглой, содержит полное наименование общества на русском языке и место его нахождения), то такая печать может использоваться для скрепления любых документов и независимо от наличия у организации других печатей и независимо от наличия на печати дополнительной информации (например указания "для документов", "для накладных" и т.д.).
Многие организации используют несколько печатей:
- одна печать используется для заверения финансовых документов,
- вторая - для договоров,
- для оформления кадровых документов и т.д.,
Различные печати используются обособленными подразделениями.
Поэтому организация вправе разработать и принять локальный нормативный акт, регламентирующий порядок применения печатей. Однако требования об обязательном принятии такого локального нормативного акта закон также не устанавливает.
Порядок использования печатей для скрепления отгрузочных и т.п. документов можно предусмотреть и в договорах, заключаемых с контрагентами (п. 1 ст. 160, п. 4 ст. 421 ГК РФ).
. .Проставление печати на документах
По общим правилам сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Общего требования о скреплении такого документа печатью закон не устанавливает.
Основным требованием является наличие подписи на документе уполномоченного лица.
Однако законом, правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, например скрепление ее печатью, и могут предусматриваться последствия несоблюдения этих требований (ст. 160 ГК РФ).
П. 5 ст. 185 ГК РФ устанавливает требование о скреплении печатью доверенности, выдаваемой от имени юридического лица.
Если особые последствия невыполнения требования о скреплении печатью не предусмотрены, то применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Таким образом, скрепление печатью документов, подтверждающих совершение сделки, заключение договора, его исполнение, обязательно только в случаях, предусмотренных правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие в договоре оттиска "основной" печати организации, как и любого оттиска печати, по общему правилу не влияет на действительность договора.
Печать на Первичных документах
По отношению к первичным учетным документам, на основании
которых ведется бухгалтерский учет, то закон не устанавливает
требования о наличии оттиска печати.
В соответствии со ст. 9 ФЗ N 402-ФЗ проставление оттиска
печати на первичном документе не является обязательным.
Однако многие унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Росстатом
РФ , предусматривают реквизит "место печати".
В унифицированной форме товарной накладной (ТОРГ-12) есть буквенное обозначение "М.П."
Однако судебная практика зачастую исходит из того, что отсутствие оттиска печати в таких документах не означает, что такие документы не подтверждают понесенные расходы, право на налоговые вычеты и т.п.
Заверение первичных документов организации (актов приема-передачи, товарных накладных и т.д.) печатями, которые, помимо обязательных реквизитов, содержат дополнительную информацию (указание "для документов", "для накладных" и т.д.) само по себе не может повлечь каких-либо негативных последствий ни в связи с исполнением договора, ни для целей налогообложения.
При наличии в организации нескольких печатей целесообразно определить локальным актом реквизиты и порядок использования каждой из печатей.
.